014

Мы часто говорим о воде, не задумываясь о том, что такое вода, какое значение имеет она для всего живого на земле, для нашего здоровья. Давайте не забывать о роли воды в нашей жизни, даже обсуждая самые конкретные вопросы.

Итак, что сделано и что делается в деле обеспечения россиян качественной питьевой водой и услугами водоотведения?
Мы подняли тему чистой воды в стране сначала в виде проекта «Чистая вода» ведущей политической партии «ЕДИНАЯ РОССИЯ» в декабре 2006 года. За это время проделан большой путь. Партийный проект превратился в государственный.


Решение о разработке программы «Чистая вода» было принято в 2008 г. на совещании у Председателя Правительства Российской Федерации.
В декабре 2010 года Правительством России принята Федеральная целевая программа «Чистая вода» на период до 2017 года. Теперь у регионов появился реальный шанс решить проблемы водообеспечения и улучшения его качества, получив субсидии из средств программы.
Главным результатом выполнения программы должно стать обеспечение доступа всего населения страны к чистой питьевой воде в необходимом количестве. По оценкам специалистов, это может увеличить среднюю продолжительность жизни в нашей стране на 5-7 лет.
Главные особенности программы:
Во-первых – тематика программы, затрагивающая интересы всех – и государства, и бизнеса, и общества. И она действительно всколыхнула все общество. Я не помню ни одной программы, которая вызвала бы в обществе такой интерес.
Во-вторых, основная роль в реализации программы принадлежит регионам. С принятием программы фактически дан старт работе регионов в этом направлении. Хотя многие регионы уже приняли свои собственные программы, имеющие целью решение проблемы обеспечения населения чистой водой, утверждение этой ФЦП стало сигналом к усилению этой работы.
Свои проекты по воде представлены практически всеми субъектами РФ. Нами было получено и проэкспертировано около 2000 проектов, региональные целевые программы приняты более чем в 40 субъектах РФ, по 17 их них начато финансирование. 73 региона представили в Некоммерческое партнерство «Российское водное общество» информацию о состоянии подготовки и реализации долгосрочных региональных целевых программ «Чистая вода» на период 2009-2020 годов.
В ряде субъектов РФ, например, Республике Башкортостан, в Волгоградской, Новгородской, Оренбургской, Пензенской, Ярославской областях уже начали реализацию водных проектов самостоятельно, привлекая частных инвесторов, используя схему государственно-частного партнерства. Стартовали крупные межрегиональные проекты, например, в Ростове-на-Дону с участием французской компании Дегремон запущен проект «Чистый Дон», который должен повысить качество питьевой воды и улучшить экологию реки Дон, стратегически важной для сельского хозяйства всей страны.
Примеры по региональным программам:

Ханты-Мансийский автономный округ. Утверждена долгосрочная целевая программа «Чистая вода» на 2010-2020 годы. Исполнение программы позволит обеспечить качественной водой 95 процентов населения, сократив при этом эксплуатационные затраты предприятий ВКХ до 170 литров на человека в сутки с нынешних 200 литров.
Республика Карелия. Разработана долгосрочная целевая программа «Обеспечение населения питьевой водой» на 2010-2020 годы. Общий объем инвестиционных средств на реализацию проекта составляет почти 632 миллиона рублей.
Омская область. Для обеспечения населения Прииртышья качественной водой до 2015 регион планирует потратить 2,8 млрд рублей (70 млн. евро) на осуществление мероприятий региональной целевой программы «Чистая Вода».
В-третьих, несмотря на сложность и многогранность темы, программа не требует больших бюджетных затрат. Программа ставит задачу создания эффективной бизнес-среды и условий для привлечения частных инвестиций в сектор водоснабжения и водоотведения. Общая сумма средств программы превышает 330 миллиардов рублей (более 8 млрд. евро) на весь период, из которых на федеральный и региональные бюджеты на первые три года приходится 18 миллиардов (450 млн. евро). Остальные – это средства инвесторов, которые будут привлечены для реализации конкретных проектов.
В целом по региону соотношение федеральных и иных средств, включая частные инвестиции, должно составить в 2011 году не менее 1:3,5; а в 2012 и 2013 годах и того больше. Это означает, что необходимо привлечение серьезных инвесторов на крупные проекты.
В-четвертых, это инновационная программа, ее основу составляет применение в проектах новых технологий, внедрение инноваций.
Примеры таких технологий:
• Производство легких стальных труб с гарантией от коррозии на 100 лет.
• Технология ремонта водопроводов без проведения земляных работ. Быстротвердеющие покрытия наносятся на внутреннюю поверхность с помощью мобильной установки, двигающейся по трубе.
• Инновационная технология очистки сточных вод, совмещающая в одном приборе обеззараживающий эффект ультрафиолета и ультразвука.
• Использование тепла сточных вод для отопления помещений.
• Технологии по водосбережению, энергоэффективности.
Россия последовательно внедряет принципы энергоэффективности и ресурсосбережения в производство, принимает новые правовые нормы (климатическую доктрину, закон «Об энергосбережении», энергетическую стратегию и др.). Это позволяет нам ставить смелые цели: снизить к 2020 году энергоемкость ВВП на 40 %. В 2000-2008 годах энергоемкость российского ВВП ежегодно снижалась на 5 % - быстрее, чем во многих странах.
Что касается водосбережения. Вчера здесь мы подписали соглашение с немецкой компанией «Манесман». Одной из целей сотрудничества является снижение потерь воды в системах водоснабжения. Технологии водосбережения Манесман уже используются в России. Улучшать есть что. У нас значительное водопотребление на человека в сутки и значительные потери в сетях, в разы превышающие европейские показатели.

В-пятых, она предусматривает кардинальные изменения в законодательном обеспечении водной отрасли. Уже разработан и внесен в Государственную Думу отраслевой Федеральный закон «О водоснабжении и канализовании», который устанавливает основы госрегулирования водной отрасли. Программа также предусматривает законодательное обеспечение государственного контроля качества воды и работы водной отрасли, включая стандарты потребления воды, тарифы, технические регламенты. Будут внесены изменения в действующее законодательство (в водный кодекс, закон о концессиях и др.). Проблемы отрасли ВКХ не новы. Как и то, что главным препятствием на пути их решения является отсутствие нормальной законодательной базы. Другими словами, отрасль регулируется десятками законодательных актов, зачастую противоречащих друг другу. Это положение надо было менять, и мы начали эту работу. Разработанный проект отраслевого федерального закона «О водоснабжении и канализовании», впервые в российской истории вводит четкое регулирование отрасли. Это очень важный шаг, позволяющий, наконец, определить правила игры, роль государства, условия привлечения инвестиций и многое другое, без чего отрасль не сможет развиваться.
Одним из ключевых моментов является переход на принцип «загрязнитель платит». Несмотря на то, что сброс загрязненных сточных вод в прошлом году в России сократился на 8 процентов, для существенного улучшения экологического состояния водных объектов требуется модернизация очистных сооружений.

018

Требования к региональным программам
Софинанирование за счет ФЦП получат региональные программы. Самым главным критерием отбора является наличие утвержденной региональной программы «Чистая вода». Кроме того, на финансирование такой программы должны быть заложены в муниципальных и региональных бюджетах.
На софинансирование из средств ФЦП могут рассчитывать населенные пункты с неблагоприятным состоянием поверхностных источников и с населением до 100 тысяч человек. Также реализация программ должна предполагать использование инновационной продукции.
Очень важным является софинансирование региональной программы за счет средств частных инвесторов и наличие мероприятий по совершенствованию системы управления сектором водоснабжения, в том числе по переходу на долгосрочные тарифы. Здесь речь идет не только о российских, но и об иностранных инвесторах, которые могут приходить в российские регионы для реализации таких проектов. Примеру уже есть. Немецкая компания «Ремондис» работает в Нижегородской области. Причем работает очень успешно: она осуществляет управлением водоканалом города Арзамаза совместно с местным муниципальным образованием. РВО ведет переговоры с Ремондис о расширении сферы их деятельности в России.
Средства ФЦП могут быть привлечены на создание систем управления комплексом водоснабжения, строительство или реконструкцию объектов водоподготовки, установку и модернизацию энергомеханического оборудования, ряд других направлений. Должен отметить, что в число мероприятий не включена возможность перекладки сетей.
Инвестиционная привлекательность водной отрасли
025

 Будут созданы условия для привлечения частных инвестиций:

1. Программой предусмотрен переход на долгосрочное тарифное регулирование. Это даст возможность инвестору работать на долгосрочной основе. Пор планам Министерства экономического развития России переход планируется начать в 2012 году. Должна быть также проработана экономическая обоснованность стартовых тарифов, от которых будут рассчитаны долгосрочные тарифы.
2. 29 марта 2011 года Правительством России утвержден типовой регуляторный договор между государством и инвестором. В частности, утверждены типовые концессионные соглашения в части коммунального комплекса. Модель создана. Концессионное соглашение позволяет отдавать в залог само соглашение, включать в предмет соглашения тарифные формулы и др.
3. Министерством экономического развития России готовится и будет внесен до конца года пакет изменений в законодательство, в частности в закон о концессиях, значительно защищающий интересы инвестора. Регионы должны будут иметь четко утвержденные планы передачи объектов в концессию. Рассматривается вопрос о снятии ограничений на инвестирование пенсионных накоплений в водную отрасль. Объем пенсионных накоплений в России составит 2 трлн. рублей (50 млрд. евро) через 2 года.